Избирательная комиссия

муниципального образования город Краснодар


Главная » Решения » Решения созыва 2008-2012 гг. » О представлении прокуратуры Краснодарского края

О представлении прокуратуры Краснодарского края


Прикубанский внутригородской округ

 

РЕШЕНИЕ

избирательной комиссии муниципального образования

 город Краснодар

 

20 ноября 2008 г.                                                                              № 26/129

 

 

О представлении прокуратуры Краснодарского края 

 

 

В избирательную комиссию муниципального образования город Краснодар из избирательной комиссии Краснодарского края поступило представление прокуратуры Краснодарского края «Об устранении нарушений законов о выборах» (исх. № 7/2-650-08 от 30.10.08 г.) Рассмотрев указанное представление, заслушав информацию председателя избирательной комиссии муниципального образования город Краснодара В.А. Тушева, избирательная комиссия муниципального образования город Краснодар РЕШИЛА:

1.Принять к сведению информацию о рассмотрении представления прокуратуры Краснодарского края от 30.10.08 г. исх. № 7/2-650-08 «Об устранении нарушений законов о выборах» (прилагается)

2. Указать председателям территориальных избирательных комиссий    г. Краснодара на необходимость буквального соблюдения норм избирательного законодательства, регулирующих порядок выдачи избирателям бюллетеней для досрочного голосования, в части указания в заявлениях избирателей формализованных уважительных причин досрочного голосования избирателя.

3. Обязать председателей территориальных избирательных комиссий     г.Краснодара при подготовке и проведении последующих муниципальных выборов изготовить и разместить в каждой территориальной и участковой избирательной комиссии образец заявления избирателя о предоставлении возможности проголосовать досрочно с указанием всех предусмотренных действующим законодательством уважительных причин досрочного голосования, а также обеспечить информирование избирателей о порядке и условиях реализации права на досрочное голосование.

4. Поручить председателям территориальных избирательных комиссий г. Краснодара при подготовке к последующим муниципальным выборам провести обучение резерва участковых избирательных комиссий по разъяснению порядка и правил проведения досрочного голосования.

5. Обратиться в избирательную комиссию Краснодарского края с просьбой подготовить предложения по совершенствованию правовых норм Закона Краснодарского края «О муниципальных выборах в Краснодарском крае», регулирующих порядок и условия досрочного голосования избирателей, и направить эти предложений в соответствующие государственные органы.

6. Направить копию настоящего решения в избирательную комиссию Краснодарского края, в территориальные избирательные комиссии Западная, Карасунская, Прикубанская, Центральная г. Краснодара, и разместить его на официальном Интернет-сайте избирательной комиссии муниципального образования город Краснодар.

7. Контроль за выполнением пункта 6 данного решения возложить на секретаря избирательной комиссии муниципального образования город Краснодар В.И. Михееву.

 

 

Председатель

избирательной комиссии

В.А. Тушев

Секретарь

избирательной комиссии

В.И. Михеева


 

 

Приложение

                                                                                                                 к решению избирательной комиссии

   муниципального образования

город Краснодар

от 20 ноября 2008 г. № 26/129

 

 

Информация о рассмотрении представления прокуратуры

Краснодарского края от 30.10.08 г. исх. № 7/2-650-08 «Об устранении нарушений законов о выборах»

 

В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон), частью 5 статьи 9 Закона Краснодарского края «О муниципальных выборах в Краснодарском крае» (далее по тексту – Закон Краснодарского края), частью 4 статьи 1 и статьей 14 Закона Краснодарского края «О системе избирательных комиссий, комиссий референдума в Краснодарском крае» подготовку и проведение муниципальных выборов в городе Краснодаре в качестве организующей выборы избирательной комиссии осуществляет избирательная комиссия муниципального образования город Краснодар. 

Согласно пункту 22 статьи 2 Федерального закона и статье 14 Закона Краснодарского края «О системе избирательных комиссий, комиссий референдума в Краснодарском крае» избирательная комиссия муниципального образования город Краснодар при подготовке и проведении муниципальных выборов является вышестоящей избирательной комиссией для иных избирательных комиссий (территориальных, участковых), образованных на территории муниципального образования.

При подготовке и проведении дополнительных и повторных выборов депутатов городской Думы Краснодара четвертого созыва 12 октября 2008 года муниципальная избирательная комиссия, территориальные и участковые избирательные комиссии Карасунского и Прикубанского внутригородских округов г. Краснодара осуществляли свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Законом Краснодарского края «О муниципальных выборах в Краснодарском крае» и Календарным планом мероприятий по подготовке и проведению выборов, утвержденным решением избирательной комиссии муниципального образования город Краснодар от 22.07.2008 г. № 8/31.

В ходе избирательной кампании по повторным выборам депутата городской Думы Краснодара четвертого созыва по Кругликовскому одномандатному избирательному округу № 22 в избирательную комиссию муниципального образования город Краснодар, а также нижестоящие избирательные комиссии жалоб и заявлений по факту предоставления избирателям возможности досрочного голосования по неуважительным причинам не поступало.

Указанное в представлении прокуратуры Краснодарского края решение избирательной комиссии муниципального образования город Краснодар от 06.10.2008 г. № 20/101 было принято по результатам проверки жалобы кандидата в депутаты по Кругликовскому одномандатному избирательному округу № 22 В.В. Яковлева  и запроса депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.П. Обухова. В соответствии с требованиями пунктов 4 и 5 статьи 20 Федерального закона вышеуказанная проверка в рамках своей компетенции была проведена совместно избирательной комиссией Краснодарского края, избирательной комиссией муниципального образования город Краснодар и территориальной избирательной комиссией Прикубанская г. Краснодара, а также Управлением внутренних дел по Прикубанскому внутригородскому округу г. Краснодара. Необходимо отметить, что при проведении проверки с выездом на место кандидат В.В. Яковлев, в беседе с председателем избирательной комиссии муниципального образования город Краснодар В.А. Тушевым и главным специалистом избирательной комиссии Краснодарского края А.Н. Коневым пояснил, что претензий к работе ТИК Прикубанская г. Краснодара и избирательной комиссии муниципального образования город Краснодара не имеет и просил привлечь для проверки его заявления правоохранительные органы. В ходе указанной проверки оснований для признания обращений В.В. Яковлева и С.П. Обухова обоснованными выявлено не было, что и послужило причиной отказа в удовлетворении данных обращений. По мнению избирательной комиссии муниципального образования город Краснодар, отказ в удовлетворении необоснованной жалобы (заявления) не может с точки зрения закона рассматриваться как ненадлежащее выполнение избирательной комиссией полномочий по организации и проведению выборов и осуществлению контроля за соблюдением избирательных прав граждан.

При выявлении нарушений избирательного законодательства избирательная комиссия муниципального образования город Краснодар в рамках своих полномочий принимала соответствующие решения.

Так, например, решением от 29.09.2008 г. № 19/100 агитационный материал кандидата в депутаты по Кругликовскому одномандатному избирательному округу № 22 С.К. Лузинова был признан не соответствующим требованиям закона в связи с тем, что на 4 странице агитационной листовки «Краснодарская ПРАВДА» (сентябрь 2008 года)» размещена фотография с указанием под ней текста следующего содержания «Обухов Сергей Павлович, депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, избран от Краснодарской территориальной группы 22, фракция КПРФ, доктор политических наук». В нарушение требований пункта 9 статьи 48 Федерального закона и части 8 статьи 32 Закона Краснодарского края кандидатом С.К. Лузиновым документ, подтверждающий согласие С.П. Обухова на использование его изображения в указанном агитационном материале, в избирательную комиссию муниципального образования город Краснодар представлен не был. Кандидат С.К. Лузинов представил 29 сентября 2008 года в избирательную комиссию муниципального образования город Краснодар заявление о том, что в целях недопущения нарушения законодательства Российской Федерации агитационный материал «Краснодарская ПРАВДА» (сентябрь 2008 года)» распространяться не будет.

По факту размещения агитационного материала кандидата в депутаты по Кругликовскому одномандатному избирательному округу № 22 Т.В. Фурса с нарушением требований избирательного законодательства муниципальной избирательной комиссией муниципального образования город Краснодар принято решение от 8.10.2008 г. № 21/105 о составлении протокола об административном правонарушении по части 2 статьи 5.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Постановлением мирового судьи судебного участка № 43 Прикубанского административного округа г. Краснодара от 29.10.2008 г. Т.В. Фурса привлечена к административной ответственности в виде штрафа.

По поручению избирательной комиссии Краснодарского края избирательная комиссия муниципального образования город Краснодар провела проверку содержащейся в запросе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва С.П. Обухова от 01.10.2008 года № СО-1/89 информации о предполагаемом досрочном голосовании Горбовой Л.Н. в участковой избирательной комиссии № 22-05 в ходе повторных выборов депутата городской Думы Краснодара четвертого созыва по Кругликовскому одномандатному избирательному округу № 22. Проверка материалов, приложенных к запросу депутата С.П. Обухова, показала, что указанная в запросе информация о досрочном голосовании 27 сентября 2008 года Л.Н. Горбовой на избирательном участке № 22-05 не соответствует действительности и была основана на ложном заявлении Л.Н. Горобовой, которое, по её словам, она написала под диктовку двух неизвестных ей молодых людей. В настоящее время по данному факту проводится проверка органами Следственного комитета при прокуратуре РФ.

В отношении результатов проведенной органами прокуратуры проверки причин досрочного голосования избирателей при проведении дополнительных выборов депутата городской Думы Краснодара по Кругликовскому одномандатному избирательному округу № 22 избирательная комиссия муниципального образования город Краснодар полагает необходимым отметить следующее.                  

В соответствии с частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Статьей 27 Конституции РФ гражданам России гарантировано право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства. При этом согласно п. 4 ст. 4 Федерального закона и ч. 4 ст. 5 Закона Краснодарского края пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления. Таким образом, по мнению избирательной комиссии муниципального образования город Краснодар, реализация конституционного права граждан на свободу передвижения и выбор места пребывания не может умаляться  или иным образом ограничиваться при реализации другого конституционного права – права избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

В соответствии с пунктом 3 статьи 20 Федерального закона,  пунктом 2 статьи 2 Закона Краснодарского края «О системе избирательных комиссий, комиссий референдума в Краснодарском крае», комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов.

Согласно пункту 3 статьи 3 Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств (Кишинев, 7 октября 2002 г.) гражданину может быть предоставлена возможность реализовать свое право на участие в голосовании посредством организации досрочного голосования, голосования вне помещения для голосования либо иных процедур голосования, обеспечивающих создание максимальных удобств для избирателей.

 Порядок досрочного голосования на муниципальных выборах определен статьей 65 Федерального закона и статьей 52 Закона Краснодарского края, которые не содержат прямых указаний об исчерпывающем характере уважительных причин для досрочного голосования, перечисленных в пункте 2 статьи 65 Федерального закона и части 1 статьи 52 Закона Краснодарского края, как например, это сделано законодателем при установлении причин отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов (пункт 27 статьи 38 Федерального закона, часть 3 статьи 74 и часть 3 статьи 90 Закона Краснодарского края). Необходимо отметить, что Федеральный закон не раскрывает непосредственно понятие указанных причин, что обуславливает их трактовку с учетом иных положений данного Федерального закона. В частности, указанные в Законе понятия «режим трудовой и учебной деятельности» и «состояние здоровья» не имеют однозначной юридической дефиниции. Это говорит о том, что федеральным законодателем указаны не конкретные причины, а их формализованные группы, объединенные общим критерием (признаком).

В соответствии с пунктом 2 статьи 65 Федерального закона, частью 1 статьи 52 Закона Краснодарского края избирательная комиссия вправе проверить  указанную в заявлении избирателем причину досрочного голосования и в случае её не подтверждения обязана отказать в выдаче бюллетеня для досрочного голосования.  

Таким образом,  законом установлено, что проверка причины досрочного голосования является правом избирательной комиссии как коллегиального органа, а не её обязанностью. Указанная проверка может быть проведена в случае возникновения сомнений в достоверности и уважительности причины досрочного голосования. При этом отказ в выдаче избирателю избирательного бюллетеня для досрочного голосования осуществляется в случае не подтверждения указанной в заявлении причины на основании мотивированного решения соответствующей избирательной комиссии.

Вместе с тем, избирательная комиссия муниципального образования город Краснодар полагает, что в случае указания избирателем на предполагаемый отъезд из города в день голосования в большинстве случаев проверить это обстоятельство невозможно (например, избиратель собирается приобрести билет в день поездки, либо собирается уезжать на личном транспорте и т.д.). При этом, ситуация, когда избиратель изменил свои планы и в день голосования остался дома, избирательным законодательством не регулируется и, по мнению избирательной комиссии муниципального образования город Краснодар, не может рассматриваться как нарушение порядка досрочного голосования. Контроль за осуществлением избирателем, проголосовавшим досрочно, действий, указанных в заявлении для досрочного голосования в качестве причины, не входит в компетенцию соответствующих избирательных комиссий.

С учетом изложенного, полагаем, что необоснованный отказ избирателю в предоставлении права на досрочное голосование может привести к нарушению пункта 3 статьи 3 Федерального закона (то есть воспрепятствование гражданину Российской Федерации в его свободном волеизъявлении), а также не предусмотренному законом ограничению одного из двух конституционных прав граждан – свободы передвижения и выбора места пребывания, либо права осуществления активного избирательного права. Необходимо отметить, что отсутствуют подтвержденные данные, свидетельствующие об определенном влиянии на волеизъявление избирателей при проведении досрочного голосования в ходе повторных выборов депутата городской Думы Краснодара четвертого созыва по Кругликовскому одномандатному избирательному округу № 22.

Также необходимо отметить, что по информации председателя территориальной избирательной комиссии Прикубанская г. Краснодара в ходе проведения выборов 12 октября 2008 года территориальной избирательной комиссией в 7 случаях избирателям было отказано в выдаче бюллетеня для досрочного голосования.

Вместе с тем, не ставя под сомнение уважительность таких причин досрочного голосования как предполагаемый избирателем выезд в день голосования за пределы избирательного округа по различным обстоятельствам личного или семейного характера (выезд на дачу, в гости к родственникам, на отдых, поездка в другой населенный пункт, госпитализация, посещение врача и т.д.), избирательная комиссия муниципального образования город Краснодар считает необходимым указать территориальным и участковым избирательным комиссиям на необходимость буквального соблюдения норм избирательного законодательства, регулирующих порядок выдачи избирателям бюллетеней для досрочного голосования, в части указания уважительных причин досрочного голосования избирателя. При обращении избирателя в соответствующую избирательную комиссию по вопросу досрочного голодания членам данной избирательной комиссии необходимо указывать избирателю на определенный законом перечень уважительных причин досрочного голосования.

   При этом необходимо отметить, что при проведении досрочного голосования в территориальной избирательной комиссии Прикубанская г. Краснодара до 27 сентября 2008 года на столах для избирателей вместе с бланком заявления о досрочном голосовании и письменными принадлежностями находилась копия статьи 52 Закона Краснодарского края «О муниципальных выборах в Краснодарском крае», регулирующей порядок досрочного голосования, а работник временного аппарата ТИК Прикубанская г. Краснодар В.И. Ильинов разъяснял избирателям порядок применения указанных положений Закона Краснодарского края.  Однако по требованию кандидата В.В. Яковлева копия статьи 52 Закона Краснодарского края «О муниципальных выборах в Краснодарском крае» была убрана, а В.И. Ильинов прекратил давать избирателям разъяснения. Избирательная комиссия муниципального образования город Краснодар полагает, что в указанной ситуации ТИК Прикубанская г. Краснодара должна была занять более принципиальную позицию по вопросу обеспечения права избирателей на осуществление процедуры досрочного голосования в соответствии с формализованными требованиями закона.          

В соответствии с пунктом 13 статьи 64 Федерального закона и частью 13 статьи 51 Закона Краснодарского края зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, доверенным лицам и уполномоченным представителям избирательных объединений, доверенным лицам зарегистрированных кандидатов, членам и уполномоченным представителям инициативной группы по проведению референдума, а также организациям, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления или органов контроля которых являются указанные лица и организации, иным физическим и юридическим лицам, действующим по просьбе или по поручению указанных лиц и организаций, запрещается предпринимать действия, направленные на обеспечение доставки избирателей, участников референдума для участия в голосовании.

Избирательная комиссия муниципального образования город Краснодар исходит из того, что сам по себе факт прибытия избирателя автотранспортом к месту голосования нарушением избирательного законодательства не является, если не установлено, что такая доставка осуществлена зарегистрированным кандидатом, либо иными лицами по его поручению. В представлении прокуратуры конкретная информация об организации доставки избирателей по инициативе кого-либо из кандидатов отсутствует, что не позволяет избирательной комиссии муниципального образования город Краснодар дать правовую оценку пояснениям граждан Скрипченковой В.Г., Демченко И.К., Демченко А.С. 

По мнению избирательной комиссии муниципального образования город Краснодар, эффективные действия сотрудников органов внутренних дел Прикубанского округа г. Краснодара по пресечению 12 октября 2008 года правонарушений по ст. 5.10 КоАП РФ не могут служить основанием для вывода о ненадлежащем выполнении избирательными комиссиями своих обязанностей. В соответствии с пп. 1 п.2 и п. 5 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных нарушениях по ст. 5.10 КоАП РФ вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (милиции), а также уполномоченные члены избирательной комиссии с правом решающего голоса.

При этом необходимо учитывать, что все указанные в представлении прокуратуры факты правонарушений по ст. 5.10 были зафиксированы в день голосования 12 октября 2008 года за пределами помещений для голосования на удалении от входа в них. Члены участковых избирательных комиссий в соответствии с законодательством обеспечивали проведение голосования избирателей и физически не могли осуществлять контроль за всей территорией избирательного участка. Данный контроль осуществляли сотрудники органов внутренних  дел (милиции), которые в соответствии с законом незамедлительно пресекали противоправные действия и составляли протоколы об административной ответственности.

 

 

Председатель

Избирательной комиссии

 

В.А. Тушев

 



ИКМО г. Краснодар