Избирательная комиссия

муниципального образования город Краснодар


Главная » Решения » Решения созыва 2003-2008 гг. » ВЫБОРЫ ГЛАВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР 18.09.2005 И ДЕПУТАТОВ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ КРАСНОДАРА 23.10.2005 » Решение избирательной комиссии муниципального образования город Краснодар №959-Р от 22 ноября 2005 года "О практике принятия решений о регистрации кандидатов на выборах главы муниципального образования город Краснодар избирательной комиссией муниципальн

Решение избирательной комиссии муниципального образования город Краснодар №959-Р от 22 ноября 2005 года «О практике принятия решений о регистрации кандидатов на выборах главы муниципального образования город Краснодар избирательной комиссией муниципальн


Проект

РЕШЕНИЕ

избирательной комиссии муниципального образования

город Краснодар

 

О практике принятия решений о регистрации кандидатов на выборах главы муниципального образования город Краснодар избирательной комиссией муниципального образования город Краснодар

 

 

Заслушав информацию о практике принятия решений о регистрации кандидатов на выборах главы муниципального образования город Краснодар, избирательная комиссия муниципального образования город Краснодар РЕШИЛА:

1. Принять к сведению Информацию о практике регистрации кандидатов на выборах главы муниципального образования город Краснодар.

2. Направить настоящее решение в избирательную комиссию Краснодарского края и территориальные избирательные комиссии города Краснодара.

3. Опубликовать настоящее решение в Вестнике избирательной комиссии муниципального образования город Краснодар.

4. Контроль за выполнением пунктов 2, 3 данного решения возложить на секретаря избирательной комиссии муниципального образования город Краснодар Михееву В.И.

Председатель

избирательной комиссии

 

А.Н. Рыков

 

Секретарь

избирательной комиссии

 

В.И. Михеева

 

г. Краснодар

«22» ноября 2005 года

№ 959-Р

 

 


 

 

Утверждено

решением избирательной комиссии

муниципального образования

город Краснодар

от «22» августа 2005 года №959-Р

 

Информация о практике принятия решений о регистрации кандидатов на выборах главы муниципального образования

город Краснодар

 

Избирательную комиссию муниципального образования город Краснодар уведомили о своём выдвижении кандидатом на должность главы муниципального образования город Краснодар 8 человек: Дерека А.А., Евланов В.Л., Кирюшин А.И., Копачёв В.П., Немчинский В.П., Николаев К.И., Петриков Н.Н., Ягубов Р.Б.

В установленные действующим законодательством сроки в отношении шести кандидатов избирательной комиссией было принято решение о регистрации их кандидатами на должность главы муниципального образования город Краснодар (В.Л. Евланов, А.И. Кирюшин, В.П. Копачёв, В.П. Немчинский, К.И. Николаев, Р.Б. Ягубов). В.Л. Евланов был зарегистрирован на основании подписей избирателей, собранных в поддержку его выдвижения. А.И. Кирюшин и К.И. Николаев были зарегистрированы на основании решений выдвинувших их избирательных объединений (КПРФ И ЛДПР), допущенных к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации. Кандидаты В.П. Копачёв, В.П. Немчинский и Р.Б. Ягубов были зарегистрированы избирательной комиссией на основании внесённого избирательного залога.

По итогам проверки представленных документов избирательной комиссией муниципального образования город Краснодар отказано в регистрации двум кандидатам на должность главы муниципального образования город Краснодар, выдвинутым в порядке самовыдвижения: Дереке А.А. (решение №189-Р от 09.08.2005 г.) и Петрикову Н.Н. (решение № 210-Р от 15.08.2005 г.).

Основанием для принятия избирательной комиссией решения от 09.08.2005 года №189-Р «Об отказе в регистрации кандидату на должность главы муниципального образования город Краснодар Дереке Александру Александровичу» явилось представление им недостоверных сведений об основном месте работы кандидата и занимаемой им должности (п.п. «е» п. 23 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», далее – Федерального закона).

Кандидатом было обжаловано решение избирательной комиссии в Ленинский районный суд города Краснодара. Ленинским районным судом 17.08.2005 года (дело 2-18902005) заявителю отказано в удовлетворении жалобы. Суд признал, что вывод избирательной комиссии о представлении А.А. Дерекой недостоверных сведений обоснован и подтверждён представленными доказательствами. 30.08.2005 года судебной коллегией по гражданским делам Краснодарского краевого суда решение Ленинского районного суда оставлено без изменения.

Следует отметить, что Судебной коллегией по гражданским делам Верховного Суда РФ в определении от 29.11.2003 года №39-Г03-17 отражена аналогичная позиция. Судом в ходе проверки заявления зарегистрированного кандидата И. о недостоверности представленных Р. сведений об основном месте работы или службы, либо занимаемой им должности было установлено, что «согласно приказу по МГСУ № 523-л от 18.04.01 г., справке МГСУ № 1344 от 17.09.03 г., сообщениям МГСУ от 28.09.03 г. № И-3412, от 6.11.03 г. и от 20.11.03 г. № И-4223 Р. занимал должность на общественных началах, в связи с чем заработная плата ему не начислялась; фактически Р. обязанности советника ректора (проектора) по общим вопросам не исполнял. Следовательно, условиями соглашения между МГСУ и Р. при принятии его на работу не предусматривалась обязанность МГСУ выплачивать ему заработную плату и обязанность Р. соблюдать правила внутреннего трудового распорядка МГСУ, что подтверждается и фактическими обстоятельствами дела - неначислением заработной платы и неисполнением обязанностей, включая обязанность по соблюдению правил внутреннего трудового распорядка. В силу этого судом делается заключение, что отношения, возникшие между Р. и МГСУ в результате назначения Р. на должность, не являются трудовыми и, следовательно, МГСУ не является основным местом его работы. В связи с этим указанные Р. в заявлении о согласии баллотироваться сведения о его месте работы - МГСУ в должности советника ректора-проректора по общим вопросам являются недостоверными».

Основаниями для принятия избирательной комиссии решения №210-Р от 15.08.2005 года «Об отказе в регистрации кандидатом на должность главы муниципального образования город Краснодар Петрикову Николаю Николаевичу» стало представление им недостоверных сведений о своем месте работы (п.п. «е» п. 23 ст. 38 Федерального закона), непредставлении справки о полученном в 2004 году доходе, а именно справки с ОАО АКБ «Югбанк» о начисленных процентах по счёту (п.п. «в» п. 23 ст. 38 Федерального закона), а также непредставление справки о принадлежности к общественному объединению и своём статусе в нём, выданной руководящим органом этого объединения (п.п. «в» п. 23 ст. 38 Федерального закона).

Кандидатом Н.Н. Петриковым было обжаловано решение избирательной комиссии в Ленинский районный суд города Краснодара. Ленинским районным судом 24.08.2005 года заявителю отказано в удовлетворении жалобы. 06.09.2005 г. судебной коллегией по гражданским делам Краснодарского краевого суда решение Ленинского районного суда оставлено без изменения.

Следует отметить, что при вынесении решения избирательной комиссией учитывалась практика разрешения избирательных споров Верховного Суда Российской Федерации, что было принято во внимание судом при рассмотрении дела.

Так, в определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 17.11.2003 №5-Г03-112, суд пришёл к выводу, что указание недостоверных сведений о месте работы и занимаемой должности «вводит в заблуждение избирателей и нарушает их право на получение полной и достоверной информации о кандидатах». В определении суда также отражено: «Из материалов дела усматривается, что на запрос Московской городской избирательной комиссии, сделанный в УМНС РФ по налогам и сборам по г. Москве в соответствии с ч. 1 ст. 37 Избирательного кодекса Москвы, было письменно сообщено, что "Районная управа Пресненского р-на города Москвы" переименована в Муниципалитет "Пресненский". 02.06.2003 г. за государственным регистрационным номером (2037703026898 ОГРН 1027703011775), внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц, в связи с изменением наименования юридического лица: Районной Управы Пресненского р-на г. Москвы на Муниципалитет "Пресненский". На основании решения Районного собрания Пресненского р-на от 29.05.2003 г. № 1/7/7-МС на должность руководителя Муниципалитета "Пресненский" назначен К. Юридическое лицо с наименованием "Районная Управа Пресненского района города Москвы" ИНН 7703053009) на 1 сентября 2003 г. не существует. Кроме того, в Инспекции МНС России № 3 по ЦАО г. Москвы также зарегистрировано государственное учреждение Управа Пресненского р-на г. Москвы ОГРН 1027703026889 (ИНН 7703364188), где главой Управы является М».

Следует также отметить, что аналогичная правовая позиция выражена в Постановлении Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 17.11.2003 года «О жалобе Ю.И. Скуратова на постановление окружной избирательной комиссии Бурятского одномандатного избирательного округа №9, Республика Бурятия, от 11.11.2003 года №01-0636». В частности, в нём указано «В заявлении о согласии баллотироваться Ю.И. Скуратов указал как основное место работы и должность – Московский государственный социальный университет, исполняющий обязанности заведующего кафедрой конституционного, административного и международного права. Фактически Ю.И. Скуратов в соответствии с приказом МГСУ, занимает должность профессора названной кафедры, что подтверждено официальными справками из МГСУ». В постановлении ЦИК РФ от 01.12.2004 года № 131922-4 указано: «С.В. Тюкавкин при представлении в окружную избирательную комиссию документов о выдвижении в заявлении о согласовании баллотироваться сообщил, что временно не работает. Однако, в ходе проверки установлено, что С.В. Тюкавкин с 22 ноября 2001 года зарегистрирован в инспекции министерства по налогам и сборам по Ленинскому району города Ростова-на-Дону в качестве индивидуального предпринимателя, что и является его родом занятий. Таким образом, была выявлена недостоверность сведений биографического характера, представленных С.В. Тюкавкиным, и в связи с этим окружная избирательная комиссия Белокалитвинского одномандатного избирательного округа №142, Ростовская область правомерно отказала ему в регистрации кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

            Вывод о том, что предоставление недостоверных сведений расценивается ЦИК РФ как существенное нарушение избирательного законодательства подтверждается постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 26.11.2003 года №60556‑4, в соответствии с которым ЦИК РФ принято решение об обращении в Верховный Суд Российской Федерации «в связи с обнаружением недостоверности сведений о месте работы и занимаемой должности, представленных Н.В. Луговским, состоящим в зарегистрированном федеральном списке кандидатов, выдвинутом политической партией «Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ)». Следует отметить, что по заявление ЦИК РФ было удовлетворено Верховным Судом РФ. В частности, в определении Кассационной инстанции Верховного Суда РФ от 05.12.2003 года №КАС03-629 сказано, что «удовлетворяя заявленное требование, суд признал установленным, что политическая партия КПРФ для регистрации в ЦИК РФ представила документы, из которых следовало, что Л. работает Заместителем Генерального директора Федерального государственного унитарного предприятия «Торговый дом Кремлевский». Именно с такими сведениями о его месте работы и занимаемой должности Л. и был зарегистрирован в федеральном списке кандидатов, выдвинутом политической партией «Коммунистическая партия российской Федерации (КПРФ)». Такие же сведения были указаны и в федеральном списке кандидатов, выдвинутом КПРФ. В действительности же Л. был уволен из указанного предприятия еще 28 июля 2003 года по собственному желанию…

При таких обстоятельствах Верховный Суд Российской Федерации пришел к правильному выводу о том, что КПРФ 18 сентября 2003 года представила в ЦИК России недостоверные сведения о месте работы и занимаемой должности кандидата в депутаты Л.».

Полагаем важным отметить, что в пункте 5.4. постановления ЦИК РФ «О работе по обобщению практики проведения федеральных выборов, выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации в 2002-2004 годах и подготовке предложений по изменению и дополнению отдельных положений законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах» от 31 августа 2004 г. №115868-4 отмечено, что в соответствии с избирательным законодательством кандидат при выдвижении представляет в избирательную комиссию сведения биографического характера, которые в определённом объеме затем доводятся до сведения избирателей. Такая норма способствует более полному информированию избирателей. Вместе с тем, как показывает судебная практика, достаточным основанием для отказа в регистрации или отмены регистрации кандидата может служить, и это вытекает из положения закона, недостоверность, неточность любых представленных кандидатом сведений о присвоенных званиях, получении дополнительного образования, неточность в наименовании места работы, занимаемой должности, места учёбы[1].

Отказывая в удовлетворении жалобы кандидата Н.Н. Петрикова в своём решении от 24.08.2005 года Ленинским районным судом отмечено: «… в силу положений п.3 ст.20 Закона Краснодарского края «О выборах депутатов представительных органов и глав муниципальных образований в Краснодарском крае» (далее Закона Краснодарского края) - у кандидата возникает обязанность представить сведения о доходах и их источниках со всех иных (не указанных в налоговой декларации) мест их получения, в том числе, по вкладам в банках в виде официальной справки из места получения дохода – соответствующего банка (налогового агента).

Иное толкование положений п.3 ст.20 Закона Краснодарского края позволяет допустить ситуацию, в соответствии с которой одни кандидаты обязаны бы были представить только налоговую декларацию, не содержащую всех видов и источников доходов, а другие кандидаты представляли бы официальные справки из всех мест получения доходов. Это означало бы нарушение установленного ст.3 Закона Краснодарского края принципа равенства кандидатов на выборную должность, ущемление прав избирателей на получение полной и достоверной информации о кандидатах».

При принятии решения, избирательная комиссия муниципального образования город Краснодар учитывала правовую позицию, выраженную в постановлении ЦИК РФ от 22.11.2005 года №138956-4 «О жалобе И.В. Жукова на постановление Избирательной комиссии Владимирской области от 10 февраля 2005 года №102 «О заявлении Процентовой А.Г» и №103 «Об отказе в регистрации областного списка кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Владимирской области четвёртого созыва, выдвинутого региональным отделением политической партии «Родина» во Владимирской области»: «Основанием для исключения из указанного списка В.М. Абрамова явилось то, что он в нарушение пункта 3 статьи 33 Федерального закона вместо справки о размере своих доходов за год, предшествующий году назначения выборов, представил в Избирательную комиссию Владимирской области справку о средней заработной плате за 2003 год…

Избирательная комиссия области обоснованно, действуя в соответствии с подпунктом «в» пункта 23 статьи 38 Федерального закона и подпунктом «в» пункта 23 статьи 33 Избирательного кодекса Владимирской области (непредставление документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов), исключила из областного списка кандидатов, выдвинутого региональным отделением политической партии «Родина» В.В. Абрамова…».

Верховным Судом Российской Федерации также выражалась своя правовая позиция по данному вопросу. Более того, Верховный Суд Российской Федерации указал, что справка о полученном доходе должна представляться кандидатом по соответствующей форме. «Доводы заявителя о незаконности постановления избирательной комиссии Владимирской области "О заявлении Процентовой А.Г." от 10.02.2005 года N 102 в части, касающейся кандидата А. проверены судом первой инстанции и правильно признаны необоснованными по следующим основаниям. Судом установлено, что А. в избирательную комиссию вместо справки о величине его доходов за год, предшествующий году назначения выборов, представлена справка с места работы о величине его среднего месячного заработка за 2003 год.

Суд правильно указал, что поскольку местом его работы является ОАО "Завод имени Дегтярева", т.е. юридическое лицо, являющееся налоговым агентом, то справка о полученных А. доходах должна быть им представлена по форме N 2-НДФЛ. Указанный документ кандидатом А. в избирательную комиссию представлен не был.

Доводы заявителя о том, что представленная им справка содержала сведения о размере и источниках его доходов, суд правильно признал необоснованными, поскольку справка не содержит сведений о фактически отработанном времени А. Расчет заработка за 2003 год, произведенный им самостоятельно не заменяет справку о величине доходов по форме № 2‑НДФЛ и, кроме того, размер дохода, рассчитанный им самостоятельно отличается от указанного в справке по форме N 2-НДФЛ о доходах А. за 2003 год, разница составляет 45 тысяч 594 рубля.

Как следует из п. 2 ст. 33 Избирательного кодекса Владимирской области, регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется избирательной комиссией при наличии, в том числе, сведений, представленных в соответствии с п. 3 ст. 28 Избирательного кодекса Владимирской области.

С учетом изложенного, вывод суда об обоснованности исключения А. из списка кандидатов на основании пп. "в" п. 23 ст. 33 Избирательного кодекса Владимирской области основан на законе».

В определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 18.11.2003 года №2-Г03-8 судом отмечено: «Как видно из материалов дела, К. до 25 апреля 2003 года являлась членом коллегии адвокатов "Московский юридический центр", что подтверждается копией трудовой книжки и постановлением президиума названной коллегии N 57 от 15 мая 2003 года, а с 26 апреля 2003 года она является председателем коллегии адвокатов "Профессионал".

К. в окружную избирательную комиссию представила только справку о размере доходов за 2002 год без даты и со штампом коллегии адвокатов "Профессионал", которая была зарегистрирована лишь 25 апреля 2003 года, дав оценку действующему законодательству, суд пришел к выводу о том, что заявительница была обязана представить в Окружную избирательную комиссию надлежащим образом оформленный документ о величине ее дохода за 2002 год.

Между тем, отсутствие этого документа отражено в заключении рабочей группы по проверке документов от 28 октября 2003 года и протоколе заседания ОИК от 29 октября 2003 года.

Поскольку в соответствии с подп. 3 п. 8 ст. 47 Федерального закона от 20 декабря 2002 года "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" основанием для отказа в регистрации является отсутствие среди документов, представленных для регистрации кандидата, и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, достоверного документа о величине его дохода за год, предшествующий выборам, Окружная избирательная комиссия правильно отказала К. в регистрации ее кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального собрания РФ».

В научно-практическом комментарии к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие референдуме граждан Российской Федерации» под редакцией председателя ЦИК РФ А.А. Вешнякова отмечена аналогичная правовая позиция: «Если в силу различных причин в декларации о доходах оказались указанными не все доходы, полученные кандидатом в указанный период, то неуказанные доходы (пенсии, пособия, гонорар за работы, выполненные в прошлом, и иные выплаты) должны быть подтверждены соответствующими справками, которые надлежит представлять в избирательную комиссию одновременно с копией декларации[2]».

            Ленинским районным судом также признан правомерным вывод избирательной комиссии муниципального образования город Краснодар о непредставлении кандидатом Н.Н. Петриковым необходимого в соответствии с законом и документа – справки о принадлежности к общественному объединению и своём статусе в нем…

            В решении суда при этом отмечено, «в соответствии с требованием Федерального закона, Закона Краснодарского края праву кандидата указать в заявлении свою принадлежность к политической партии, иному общественному объединению и свой статус в них корреспондирует обязанность кандидата представить надлежащий документ, подтверждающий указанные сведения в установленной данной нормой порядке и заверенный официально действующим руководящим органом политической партии (общественного объединения)».

В научно-практическом комментарии к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие референдуме граждан Российской Федерации» под редакцией председателя ЦИК РФ А.А. Вешнякова сказано: «Сведения о партийной принадлежности и о занимаемых должностях в партийных либо иных общественных структурах должны быть подтверждены документом (справкой, копией решения уполномоченного органа о назначении на должность и т.д.), заверенным постоянно действующим руководящим органом общественного объединения (политической партии)[3]».

Данная позиция находит своё отражение и в правовых актах Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. Так, в постановлении Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 17.11.2003 года «О жалобе Ю.И. Скуратова на постановление окружной избирательной комиссии Бурятского одномандатного избирательного округа №9, Республика Бурятия, от 11.11.2003 года №01-0636» отмечена правомерность отказа в регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в связи с непредставлением справки о принадлежности кандидата к КПРФ в окружную избирательную комиссию.

 

Председатель

избирательной комиссии

 

А.Н. Рыков

 



[1] Вестник ЦИК РФ №14 (176) за 2004 г.

[2] Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». М.2003.С.311.

[3] Научно-практический комментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». М.2003.С.310.



ИКМО г. Краснодар