ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ГОРОД КРАСНОДАР
 

20-летний юбилей Конституции Российской Федерации

Истоки конституционного процесса в России восходят к началу XIX века. К эпохе правления Александра I.

К этому времени в США уже действовала демократическая конституция 1787 года.

В Великобритании сложился опыт конституционного регулирования на основе совокупности правовых актов, носящих конституционный характер, но не объединенных в единый документ.

В России император Александр I, с восшествием на престол провёл либеральные реформы, разработанные Негласным комитетом и графом М.М. Сперанским. Возникла идея реформирования политического строя страны путем создания Конституции, гарантирующей подданным личную свободу и гражданские права, что привело к разработке в 1820 году «Государственной уставной грамоты Российской империи», но принятие данного документа было отложено на неопределенный сроки в отношении России, какие – либо изменения в самодержавном режиме реализованы не были.

Поэтому первым конституционным проектом в России обычно называют План государственного преобразования графа М.М. Сперанского (1809), основанный на идее конституционной монархии, ограниченной парламентом.

Затем появились Государственная уставная грамота Российской империи Н.Н. Новосильцева (1818), Русская, правда П.И. Пестеля и конституционный проект Н.М. Муравьёва, а также Манифест к русскому народу, созданный декабристами Северного общества.

Россия была близка к принятию Конституции во время реформаторского правления Александра II. Отмена в 1861 году крепостного права, введение элементов земского и городского самоуправления возродили в обществе конституционные ожидания. С одобрения Александра IIминистром внутренних дел Лорис-Меликовым был создан конституционный проект, предусматривавший ограничение самодержавной власти в пользу органов с ограниченным представительством (но о конституционной монархии речи не было). Однако в 1881 году накануне подписания Манифеста, предполагающего осуществление программы значительных экономических и административных реформ, объявленного императором, как «первым шагом к Конституции», он погиб от рук террористови документ был «положен под сукно». Этим варварским актом насилия конституционный процесс в России был прерван.

Последний император России Николай II даровал своим подданным Конституцию Российской империи 1906 года, ограничивавшую самодержавную власть.

Конституция РСФСР 1918 года, утвержденная на V Всероссийском Съезде Советов 10 июля 1918 года, носила ярко выраженный классовый характер. По Конституции РСФСР, вся власть передавалась Советам, отменялась частная собственность на землю, устанавливались ограничения в политических правах для отдельных социальных групп.

В 1924 году в связи с образованием Союза Советских Социалистических Республик была принята Конституция СССР, в значительной части вобравшая в себя положения Конституции 1918 года. В соответствии с положениями союзной конституции 1924 года в 1925 году была принята новая редакция Конституции РСФСР. К особенностям данной Конституции можно отнести то, что в ней уже не содержалось положений о подавлении эксплуататорских классов и Мировой революции. Одним из ее главных вопросов было разграничение полномочий и компетенции органов СССР и РСФСР.

5 декабря 1936 года VIII чрезвычайный Съезд Советов СССР принимает следующую советскую конституцию, призванную закрепить построение основ социализма и продемонстрировать основные направления дальнейшего коммунистического строительства. В частности, был закреплен тезис о руководящей роли Коммунистической партии. Важной задачей Конституции 1936 года являлась демонстрация «демократического фасада» советской власти. В результате в ней нашли отражение некоторые принципы разделения властей, основанные на декларативной независимости советского «парламента», правительства и суда друг от друга. Конституция ушла от откровенной дискриминации в избирательных правах, провозгласив принцип равноправия всех граждан. Впервые в истории советского государства в конституционном тексте говорилось о политических и личных правах и свободах, социально-экономических правах. К сожалению, эти нормы конституции не всегда находили должного отражения в жизни страны. Более того, вступление в силу Конституции СССР 1936 года и принятой вслед за ней 21 января 1937 года Конституции РСФСР совпало с новой жесткой волной сталинских репрессий. К особенностям Конституции РСФСР 1937 года можно отнести введение нормы о праве выхода РСФСР из Союза Советских Социалистических Республик.

Отсрочка в достижении целей коммунистического строительства вызвала необходимость принятия Конституции СССР, постулировавшей построение «общества развитого социализма». Конституция была принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 года. В этой Конституции был расширен перечень прав и свобод советских граждан, в частности, появились права на жилище и охрану здоровья.

К сожалению, развитие гражданских прав и свобод шло в отрыве от международных стандартов, все они подчинялись целям «коммунистического строительства» под контролем государства во главе с КПСС, которая в соответствии со статьей 6 Конституции СССР, и 6-й же статьей Конституции РСФСР от 12 апреля 1978 года, являлась «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций». Был закреплен тезис о существовании КПСС: «КПСС существует для народа и служит народу».

За пятнадцатилетнюю историю своего существования Конституция РСФСР 1978 года претерпела радикальные изменения. Это касалось не только содержания конкретных норм, но и самой сущности Конституции. Со второй половины 80-х годов, в период «перестройки» М. С. Горбачева, в ней постепенно закрепляется отказ от строительства коммунизма, руководящей роли Коммунистической партии, системы Советов. С другой стороны, провозглашается приоритет прав человека, принцип разделения властей. В 1991 году вводится должность Президента СССР. В текст Конституции была инкорпорирована Декларация прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации, принятая 22 ноября 1991 года. Открылись возможности для свободного создания политических партий и общественных объединений, что существенно изменило политическую жизнь страны.

Конституция Российской Федерации 1993 г.

С распадом СССР, принятие новой Конституции РФ, свободной от наслоений прошлого, стало очевидной необходимостью. Конституционное творчество начала 90-х годов вызвало широкую общественную дискуссию, в результате чего было подготовлено несколько проектов. Главными из них были проект Конституционной комиссии Верховного Совета РФ и проект, подготовленный Конституционным совещанием, созванным по решению Президента Российской Федерации. Проект Конституционного совещания вобрал в себя многие положения проекта Конституционной комиссии и был принят за основу при окончательной доработке Конституции с привлечением субъектов Федерации, депутатов, специалистов, рабочих групп. Именно этот проект Конституции и был вынесен Президентом на всенародное голосование. Оно проводилось на основе Положения о всенародном голосовании по проекту Конституции Российской Федерации.

Во всенародном голосовании (референдуме) по проекту новой Конституции РФ 12 декабря 1993 года приняли участие 58 млн. 187 тыс. 755 избирателей, или 54,8% зарегистрированных избирателей. За принятие Конституции проголосовало 32 млн. 937 тысяч 630 избирателей, или 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании. Конституция была принята. Официальное вступление в силу новой Конституции состоялось 25 декабря 1993 года в момент ее официального опубликования.

Конституция РФ 1993 года существенно изменила структуру высших органов государственной власти. В ней закреплен принцип разделения властей. Сделан серьезный шаг по пути усовершенствования федеративного устройства России. Нормам Конституции впервые в истории нашей страны придано прямое действие. Это значит, что любой человек может защитить свои права, ссылаясь на конституционные нормы, а судебные и иные государственные органы при рассмотрении дел и решений спорных вопросов должны руководствоваться, прежде всего, нормами Основного закона. Поскольку Конституция РФ обладает высшей юридической силой, все остальные правовые акты должны ей соответствовать, что, в частности, обеспечивается системой судебного конституционного контроля.

Конституция РФ не предписывает, как это было ранее, предустановленной единой экономической системы, основанной на государственной собственности, в равной мере защищает все формы собственности, обеспечивая свободу развития гражданского общества. Являясь основой правовой системы страны, Конституция РФ провозглашает Президента Российской Федерации главой государства и возлагает на него обязанности по защите Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти.

 

Секретарь территориальной избирательной

комиссии Центральная г. Краснодара

Л.П. Еременко